Женская доля
Мария Ивановна Харламова жила в обычном для нашего села бараке, еще довоенной постройки, каких давно не сыщешь, в крупных городах. И с первого взгляда никогда не поверишь, что эта старенькая, но очень милая, подвижная и дружелюбная женщина прожила 90 лет!
- Я потому так долго живу, что ни держу обиды, обмолвилась она как-то в разговоре.- Всех простила…
Ее матери пришлось пройти все круги ада сталинского Гулага лишь потому, что была гувернанткой богатого фабриканта – сахарозаводчика. И хотя освободили в 1941 году, но Смоленщина была уже оккупирована, и путь домой растянулся еще на долгих три года. Хорошие люди в городе Фрунзе дали ей приют и кров. Это был глубокий тыл, но в годы военного лихолетья все жили в голоде и лишениях.
Отец Марии Ивановны – Голиков Иван Андреевич, в 1-ю мировую войну был полковым капельмейстером, умел играть на самых разных музыкальных инструментах, был серьезно контужен. В семейном архиве чудом сохранилась единственная его фотография 1914 года. Где и как отец встретил свою любовь, Мария Ивановна точно не знает, но хорошо помнит, что в середине 20-х годов они всей семьей переехали на Воргу, где располагался ближайший к Ширковке стекольный завод, называемый местными Юткиной Гуткой. Оконное стекло на нем варили в огромных чанах и выдували халявным способом. Главным инструментом стеклодува была металлическая трубка с деревянным мундштуком – «попыштылем». На нее брали стекольную массу, поворачивая трубку, поддували, делая внутри пустоту. После нескольких продуваний заготовка постепенно вытягивалась, приобретая овальную форму и превращаясь в своеобразную цилиндрическую бутыль – «холяву», из которой после дальнейшей обработки и получалось полубелое оконное стекло. Понятно, что сильные легкие музыканта очень годились для такой тяжелой работы.
Маленькая Маша тем временем пошла в 1-ый класс Воргинской семилетней школы. Она с любовью вспоминает своих первых учителей: Дымникова Павла Афанасьевича и Токареву Анну Дмитриевну, одноклассников, с которыми в простых ситцевых платьицах, лаптях и онучах, с холщевыми сумками вместо портфелей бегали на занятия. Когда выпадала свободная минута, вместе бегали в местные леса по грибы – по ягоды. А дома свое хозяйство: корова, свиньи, куры, утки, да еще огород, где выращивали картофель, капусту, репу, брюкву, огурцы, свеклу, морковь…